«Повесть о капитане Копейкин» – инкрустрированный в «Мертвые души» сюжет об изувеченном войной инвалиде, романтическом злодее-бунтаре, грабившем помещиков, но «щадившем стариков и детей», черты которого нежные гоголевские барышни пытались найти в фигуре Чичикова.
Сюжет о Копейкине, русском Робин Гуде, собирает в себе все отчаяние, всю антигероическую унылость страны, где инвалид до сих пор сражается против государства за свои права. В этом сюжете наглядно видно, как Гоголь разменивает европейский романтизм на густой русский реализм, не способный найти для образа капитана Копейкина хоть каких-нибудь светлых, оптимистических, романтико-героических настроений. Наш герой капитан Копейкин сражается не за убеждения в сказочном лесу, он сражается за копейку для поддержания живота своего.
В новом спектакле Центра драматургии и режиссуры Копейкина играет Тимофей Трибунцев, актер редкого темперамента – маленький, бойкий, яростный. В амплуа дурачка или придуривающегося он ведет вместе с собой линию народного комизма и вместе с тем народной стоической выносливости. Трибунцев – вечный мальчишечка, задорный и азартный, авантюрный и смелый. Он, кудрявый озорной постреленок, еще не выбрал для себя окончательно, чем будет воздействовать на мир: звериной нежностью или артистичным хулиганством.
Когда маленький, но жилистый, крепко сбитый Копейкин рассказывает зрителю о своей воинской доблести в войне 1812 года, то с радостью и готовностью показывает, как отдал он за Родину в жертву победе руку и ногу (на руку надевается кожаная перчатка). Так, словно бы был готов к этому шагу всю свою сознательную жизнь и даже расстроился бы, если б война не изувечила его. Отнятая рука и нога – это норма для солдата. Быть на войне и не пострадать за Родину – стыдно. Трибунцев играет калеку, который видит в своей изувеченности только вопрос долга, отданного своей стране, и не видит ничего печального или постыдного в своем положении.
Он склонен думать, что долг перед государством платежом красен. Он исполнен надежд на государство, на царя батюшку как на господа бога. Копейкин Тимофея Трибунцева – это стихийная добродетель, христолюбивый воин без единого церковного слова. В этом народном прямодушном персонаже, кудрявом и рябом, заложено как вертикаль, его добродетельнейшее представление о справедливости. Народ должен жизни не щадить за царя и отечество, отечество должно по мере сил помогать страдающим. Ни тени сомнения, ни червоточины лукавства. Цельный, прямой оловянный солдатик становится бельмом на глазу бюрократического благополучия.
Режиссер Алексей Дубровский окружает своего героя рукотворными деревянными игрушками – корабликом, птичкой, другими резными изяществами. Это, с одной стороны, мир сурового народного представления о красоте, с другой стороны, материал, из которого изготовлены протезы для горемычного инвалида, в-третьих, традиционный промысел для сидячих больных – вырезать игрушки для детишек. Тимофей Трибунцев с его вечной блаженной улыбочкой на лице нам все время демонстрирует свою готовность жить, полноценно и с пользой для общества. Готовность жить невзирая на ущербность и без вечной печали на лице: «Извините, что живу».
Становясь благородным бандитом, герой Тимофея Трибунцева менее всего похож на воплощение народного возмездия. У Трибунцева Копейкин лишен бунтарства, мстительности. Копейкину кажется, что он всего лишь исполняет волю вельможи, сказавшего «ищите средства сами». Безумный инвалид живет, сообразуясь с нездоровой логикой: ищет сам средства к существованию, начав партизанскую войну против богатых. В своей добродетельности Копейкин прост как копейка: он вполне себе искренне считает, что его на разбой благословило государство. И русское отчаяние как раз в том и состоит, что именно так оно и произошло, что логика безумства и есть самая правильная логика.
Павел РУДНЕВ: «Повесть о капитане Копейкине» (моноспектакль Тимофея Трибунцева), Центр драматургии и режиссуры. Журнал "Театральные Новые Известия", апрель 2008 г.
♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦
Человек и государство — проблема болезненная для российского общества во все времена. Алексей Дубровский, инсценировавший «Повесть о капитане Копейкине», пригласил нас вновь поразмышлять на эту тему. Выбор драматургии с этой точки зрения беспроигрышный. Кто глубже Гоголя заглянул в душу «маленького человека» в России?
«Повесть о капитане Копейкине» — это всего лишь несколько страниц из поэмы «Мертвые души», но для Гоголя они были очень важны. И столь же неприемлемы они были для власти. После затяжных баталий с чиновниками от цензуры «Повесть» была опубликована, но в сильно подкорректированном виде и обрывалась буквально на полуслове. Режиссер выбрал для своего спектакля раннюю и наиболее полную редакцию «Повести», где судьба Копейкина логически завершена, а не дана лишь намеками.
Роль Копейкина сыграл артист театра «Сатирикон», уже не впервые участвующий в спектаклях Центра драматургии, — Тимофей Трибунцев. Трибунцев, не раз доказавший свое умение держать зал, создал уже целую галерею блестящих персонажей второго плана, которые подчас запоминались лучше главных героев. Режиссер Алексей Дубровский дал возможность Трибунцеву развернуться в полную мощь. Актер играет своего Копейкина несколько отстраненно, не сливаясь с ним полностью. И потому даже в самые отчаянные моменты судьбы героя, мы чувствуем горькую ироническую оценку авторов спектакля.
Сам Копейкин в исполнении Трибунцева чем-то неуловимо напоминает Юрия Деточкина — Смоктуновского: щупленький, невысокий, несколько нескладный, в дешевом советском пальто и с потертым чемоданом. В его широких распахнутых наивных глазах как в зеркале отражаются все движения души — и простодушная вера в порядочность власти, и глубокое отчаяние, мгновенно превращающееся в жажду мести. «Берегись автомобиля» вспоминается не зря — как это ни странно, но тема советской комедии и произведения классика одна и та же: общественный и государственный строй превращает тихого, законопослушного, честного человека в бандита, в Робин Гуда.
От XIX века в спектакле ЦДР осталось немного — собственно, только лексика: нет больше в России генерал-аншефов. Есть целая служба федеральная. Остальное же вполне узнаваемо и вызывает бурный отклик в зале. Сцены аудиенций Копейкина у министра — фактически отдельный спектакль. Трибунцев, играя за двоих, моментально превращается из нищего капитана-калеки, в высокопоставленного чиновника с застывшей маской испуга и брезгливости при виде оборванного инвалида, пролившего кровь за Родину.
Копейкин при всем своем комическом простодушии и нелепости человек, не лишенный понятия о достоинстве, о солдатской чести. И, униженный государством, фактически выкинувшим его на помойку, как использованную вещь, он не опустил руки, а принялся бороться — как умеет. Сначала он просто растягивается на полу генеральского кабинета, наотрез отказываясь покидать его, пока не вынесут резолюции по его делу, а потом, высланный из Петербурга, уходит в лес и, собрав шайку из таких же отчаянных голов, грабит на дорогах чиновников, забирая лишь казенное, — мстит государству.
Сам герой рассказывает о своих невероятных приключениях немного стыдливо, сам как будто удивляясь, как это с ним — обычным, незаметным человеком — такое могло произойти. Горькой иронии в эту историю добавляет и оформление спектакля: деревянные птицы, подвешенные к потолку(художник — Леонид Шуляков), смеются над ним, когда он горячо уверяет всех в великодушии царя-батюшки, а борьба его с злокозненными чиновниками сопровождается звуками «Марсельезы».
Режиссер заставил играть даже стены — само расположение Театра.Doc, на сцене которого играется спектакль, способствует эффектному финалу. После шумихи в газетах и переписки мятежного капитана с государем власть была вынуждена озаботиться судьбой сотен калек-военных. Копейкин, окрыленный победой, возвращается на Родину. Трибунцев снимает ставень с окна подвала, и публика не может удержаться от смеха: перед нами встает глухая стена дворика в Трехпрудном переулке с остатками колючей проволоки наверху и одиноким фонарем. Копейкин помахивает нам шляпой уже с улицы. Ассоциации ясны как божий день, только вот кто из нас — Копейкин или мы, зрители, остались за решеткой, об этом еще стоит подумать.
Анна Банасюкевич: Повесть о капитане Копейкине. Журнал "Театральная касса",январь 2008 г.